Уникальный рассказ блоггера kaihopara об известной достопримечательности в окрестностях Канберры – Национальном парке Косцюшко в Снежных горах.

Оригинал взят у kaihopara  в Восхождение на гору Косцюшко.

Одной из отличительных черт географического положения Австралийской столицы Канберры является то, что она является самым крупным Австралийским городом, расположенным в относительной близости от «Крыши континента» – горного массива, именуемого Снежные Горы (Snowy Mountains) или Австралийские Альпы – одного из немногих мест Австралии, где зимой можно потрогать руками настоящий снег и где можно, не прилагая сверхъестественных усилий, подняться на самую высокую точку целого континента и посмотреть на мир сверху вниз.

Собственно Канберра обычно и используется как стартовая точка для путешествия в самые высокие горы континента Австралия, и мы проделывали это уже по меньшей мере два раза, однако каждый раз добираясь до расположенного в снежных горах национального парка имени польского генерала 19 века Анджея Тадеуша Бонавентуры Косцюшко нам оставалось лишь созерцать видневшуюся вдалеке гору (это в лучшем случае, если позволяла погода), так как поход к вершине требовал определенного времени, которого каждый раз у нас не находилось.

И вот, когда меня наконец отправили в Канберру в командировку и я выпросил в свое распоряжение пару выходных, главной целью стала так и не покоренная до того момента вершина Австралии высотой всего-то 2228 метров.

На наш взгляд, Национальный парк в Снежных Горах это одно из лучших мест в Австралии для треккинга, коротких пеших походов и длинных треков, с кучей возможностей для наблюдения дикой живности, цветочными коврами весной и толстым снежным покровом зимой (тут же расположены Австралийские горнолыжные курорты) и великолепными пейзажами невысоких гор, называемых Австралийскими Альпами.

Эта местность впервые была исследована и нанесена на географические карты польским исследователем Эдмундом Стшелецким в 1840 году, товарищ прославился своими путешествиями по Австралии и стал частью истории этой страны, в многом благодаря тому, что «открыл» высочайшую точку континента, которую назвал именем польского генерала Тадеуша Косцюшко.

Австралийцы, кстати, не могут это выговорить, даже если постараются, поэтому в Австралии бесполезно спрашивать «как пройти на гору Косцюшко» – поймут только если скажете Козиоско. Ну Козиоско и Козиоско, мы привыкли.

Национальный парк на территории Нового Южного Уэльса открыли в 1940х годах, сейчас он носит статус биосферного заповедника ЮНЕСКО, и является гигантской рекреационной зоной с горнолыжными курортами одновременно.

С самой горой, кстати, вышел забавный казус  – то-ли товарищ Стшелецкий использовал для расчета высоты в своих геодезических измерениях уровень моря взятый в Балтийской Системе Высот, то-ли геодезисты были не совсем трезвы (случается, признаю), но гора, которую он назвал Косцюшкой, т.е. впоследствии Козиоской, оказалась не самой высокой – она уступила первенство соседней вершине по имени Mount Townsend, однако из уважения к исследователю Земельный Департамент Нового Южного Уэльса поменял название гор местами, так что Косцюшко снова стала высочайшей горой континента. Кстати, официальное написание – Mount Kosciuszko было закреплено только в 1997 году.

На вершину Козиоски забраться не так уж и сложно – никаких ледорубов и канатов не потребуется – в Австралии нет зоны вечных снегов – просто придется пройти несколько километров по трекам разной степени сложности и протяженности – от 7 до 12 километров в одну сторону, но с учетом непредсказуемой погоды в горах, а это все-таки горы, лучше стартовать рано и оставить на подъем и спуск порядка 6-7 часов, разумеется запас еды и воды иметь тоже необходимо.

Стартовать на «крышу континента» можно базируясь в двух географических точках – деревушке Thredbo – единственной настоящей «альпийской деревне» – с подъемниками и большим количеством небольших гостиниц и шале для горнолыжников (ну прямо как во Франции какой-нибудь, только вместо Bonjour Monsieur будет Good Day Mate!) – но это «маршрут для любителей» – подъемник и неспешная прогулка по железному настилу длиной 6,5 км (отличная кстати тропа, управлению нацпарков Нового Южного Уэльса зачет!), две другие тропы – длиной 9 километров и 12 километров стартуют с перевала Шарлотты (Charlotte Pass), до которого удобнее всего добираться из городка Jindabyne, расположенного на берегу одноименного озера.

Детальная схема всех маршрутов и рекомендации для желающих подняться на Козиоску приведены в официальной брошюре парка:

http://www.environment.nsw.gov.au/resources/parks/southern/Kosciuszko_National_Park/KosiGuide2012.pdf

Накануне восхождения мы устроились у старого знакомого норвежца в его Troldhaugen Lodge, наведались в пивоварню, которая варит довольно популярный в Австралии Kosciuszko Pale Ale и насмотрелись на млечный путь с Южным Крестом (честное слово, если когда-нибудь появится желание обучится пользованию режимом bulb моего Canon 7D для съемки звезд – поеду в Джиндабин) и с первыми лучами солнца, когда над озером стоял туман а майты еще спали в воскресное утро, стартовали к Перевалу Шарлотты.

У начала тропы мы были в полдевятого утра – мест для парковки на перевале не было – желающих забраться на вершину оказалось немало. Мы выбрали тропу длиной 18 километров, под названием Summit Walk – среднюю по протяженности и сложности – камрады меня в последний момент отговорили идти по Main Range Walk – 12,5 в одну сторону – со спуском в долину реки Снежная, подъемом на хребет, спуском к горному Голубому Озеру и подъемом на Козиоску.

Жаль конечно, но и та тропа, которую мы выбрали, оказалась прямо то что надо 18 километров «чистыми» а с парой «side walks» – боковых треков – вышло почти 23.

Нам однозначно повезло с погодой – накануне в северной части гор нас накрыла гроза и прогноз на восхождение тоже сулил осадки после полудня, но, забегая вперед скажу, что единственным негативным атмосферным явлением стала дымка, появившаяся после 12ти и напрочь испортившая все пейзажные фотографии, даже несмотря на использование качественных оптических фильтров.

Summit Walk на всем своем протяжении следует старой дороге, проложенной в 20м веке к вершине горы – до перевала Rawson Pass нет не единой ступеньки и дорога, закрытая в 1976 году плавно поднимается на две сотни метров, после чего следует последний рывок к вершине.

В начале  трек проходит через рощу Снежных Эвкалиптов (Eucalyptus pauciflora или Snow Gum в Англ) – один из редких видов теплолюбивого эвкалипта, который способен пережить несколько месяцев под снегом.

Едва тропа выныривает из леса – сразу открываются виды на Main Range – Главный Хребет и долины узких горных речек, стекающих с водораздела.

Каждый из 9 километров тропы отмечен табличкой, и поначалу мы сделали первые пару километров за полчаса, после чего стали застревать на длинных «фото-паузах».

Невысокие горы, не имеющие ничего общего с «альпийским типом» гор плане геоморфологическом – ни одной остроконечной вершины и отличные в плане геологическом от одноименной горной системы в Европе и даже в Новой Зеландии, но тем не менее именуемые Альпами, являются частью большой горной системы под названием Большой Водораздельный Хребет, протянувшейся по всему востоку Австралии.

Немного напоминают Хибины, по которым мы ходили 15 лет назад, только вместо хвойных лесов – леса эвкалиптовые, которые на отсечке примерно в 1900 метров становятся неким подобием кустарничковой тундры, с альпийскими лугами, куда без них.

Середина октября – Австралийский континент уверенно двигается в сторону зимы. В горах уже максимум +10 в «жаркие дни» а склоны становятся зелёно-желтыми.

Зелено-желтый – это цвет Австралийской зимы….

Переваливая за первый невысокий хребет, тропа спускается к верховьям Snowy River – Реки Снежная.

Река тихая и спокойная осенью и летом – и бурлящий поток во время таяния снегов весной.

Это отметка в 4,5 километра. Далее – следующий подъем. К отметке в 2000. Отметка 6 километров – Seaman’s Hut в подножье одной из скал.

Это приют, которым можно воспользоваться в экстренной ситуации, будь то снегопад, заставший в пути или внезапно спустившаяся ночь (бывали случаи). Внутри – печка-буржуйка и запас дров и поучительная история о джентльмене по имени Laurie Seaman, который погиб с этих горах вместе со своими спутниками. В далеком 1928 году товарищи пытались покорить Козиоску на лыжах и попали в непогоду. Последний раз их видели на перевале Шарлотты без припасов и снаряжения, но с желанием покорить вершину непогожим августовским днем. Нашли потом на спуске, примерно в том месте где стоит этот приют.

Следующие 2,5 километра можно совершенно не напрягаясь идти по почти пологой дороге.

В окружении красивых видов Main Range.

Пока из-за поворота не показывается следующая точка маршрута – перевал Rawson’s Pass

Там есть туалет (снова, браво NSW National Park and Wildlife Service !!!) и стоянка для велосипедов. Одним из рекомендуемых способов добраться до вершины является поездка по Summit Walk на горном велосипеде, который можно оставить на перевале, чтобы пешком проделать последние 1,67 километра до вершины.

Вид с перевала по другую сторону хребта также хорош.

На самом перевале встречаются два трека – один идет из Thredbo с южной стороны, и Summit Walk идущий с востока от Charlotte Pass.

От Rawson’s Pass до вершины континента Австралия – рукой подать, жалкие 1,67 километра.  На полпути присоединяется Main Range Walk, тот самый по которому хотели пойти вначале. Это наиболее протяженный и сложный по рельефу местности трек в национальном парке.

По пути на вершину все больше видов “сверху вниз”

И вот, наконец – вершина. 2228 метров над уровнем моря. Знак и пирамида, которая служит основой для нивелирной метки (точки с зафиксированной высотой над уровнем моря). Отметка была установлена в 1940 году в качестве празднования столетия нанесения вершину на карту Австралии паном Эдмундом Стшелецким, который считается первым официально взобравшимся на вершину горы. Австралийцы, правда, поставили знак, на котором честно написано что местные аборигены народа Монаро гуляли по этим горам за 30 тысяч лет до высадки Капитана Кука в Австралии, а с 1830х годов склоны гор использовались первыми поселенцами в качестве летних пастбищ. Так что вполне возможно, что до склонного к путешествиям поляка кто-то побывал на вершине, и не раз, но это уже другая история.

А вот и сама нивелирная метка – высочайшая точка континента.

Может быть 22 километровый трек по горам не может считаться восхождением, и так оно и есть, но термин “высочайшая точка континента” все-таки чего-то стоит. К тому же, это наверное самая доступная высочайшая точка континента. Если подумать, другие более значимые вершины – и Килиманджаро, и Аконкагуа, и Эльбрус (молчу уж о Джомолунгме) требуют специальной подготовки и снаряжения, и признаться вряд ли любая из них будет мной покорена, при моей то тяге к нездоровому образу жизни, а вот на Козиоску забраться оказалось гораздо проще, так сказать в порядке качественной и продолжительной прогулки по горам.  Максимум, куда удавалось забираться, была отметка в 5000 метров в Боливийских Андах, вдвое выше Австралийских Альп, так что в плане физической выносливости и подготовки все прошло отлично – никакой “горняшки” на такой высоте быть не может.

2228м  + еще 172 сантиметра.

Виды на вершине хороши….

Многие, добравшись до вершины устраивают пикники, некоторые тащат с собой одноименное пиво и торжественно открывают его у высотной отметки.

Уже спустившись назад к перевалу Rawson’s Pass, мы решили что еще не нагулялись по горам и отправились по железной тропе (в буквальном смысле слова) в сторону деревушки Трэдбо.

Тропа классная – для неподготовленных туристов – самое оно – единственное – невозможно использовать альпенштоки (палки для ходьбы) – застревают в железной сетке. Тропа кстати проложена так, что ее создатели проявили заботу даже о камнях – вместо того чтобы их выкорчевывать – их аккуратно обошли прорезая дыры в полотне. Очень по-австралийски.

Нас интересовал короткий отрезок трека длиной около километра – до смотровой площадки с видом на небольшое горное озеро ледникового происхождения под названием Lake Cootapatamba

В самом нацпарке несколько озер, это насколько я понимаю второе по размеру после Blue Lake, до которого мы могли бы дойти по Main Range Track. Далее тропа уходит в сторону Thredbo, мы развернулись и дошли назад до перевала.

Короткий перерыв на туалет и обратный путь длиной в 8 километров по все той же старой каменистой дороге.

С короткими фото-остановками на съемку пейзажей,

Геологии

И прочих мелких любопытных штук – как это идеальный “спил”

На карте в начале поста приведен высотный профиль пройденного трека и отмечено расстояние пройденное по Mt Kosciuszko Summit Walk, спасибо камраду , записавшему GPS-Трек.

Готов констатировать, что это пока что был самый длинный трек что мы прошли в Австралии, да и самый “высотный” тоже, и весь поход на вершину занял всего-то порядка 6 часов. Спасибо камрадам за компанию и спасибо горам за хорошую и, главное, стабильную погоду на протяжении всего трека.

Stay tuned!