Три месяца назад наш нынешний премьер Тони Эбботт (либеральная партия), одержал убедительную победу на выборах. Те, кто голосовал за либералов, сделали свой выбор в надежде на перемены к лучшему.

abbott

Либералы обещали убрать налог на выбросы углекислого газа и сократить налоги на прибыли горнодобывающих компаний. Грозились сократить дефицит бюджета, остановить поток нелегальных иммигрантов. Говорили, что будут больше вкладывать в инфраструктуру, развивать здравоохранение и улучшать телекоммуникации и связь. В общем, если новое правительство выполнит все, что обещали, наша экономика будет развиваться дальше.

Однако за это время произошло несколько событий, которые заставляют сомневаться. Сможет ли Эбботт и коалиция выполнить свои обещания? И правильно ли мы сделали выбор?

Новости не вселяют оптимизма. Цены на жилье в Канберре снижаются. На фоне роста безработицы по стране (в октябре было сокращено 29 тысяч постоянных рабочих мест т.н. full-time jobs) начались сокращения в федеральных госучреждениях. Похоже либералы все-таки сократят 12,000 рабочих мест в госсекторе как обещали. А это для экономики Канберры означает застой или, возможно, кризис.

Австралийский доллар опять начал расти, что плохо для нашей экономики ориентированной на экспорт. По прогнозам Центрального банка Австралии, в 2015 году экономический рост должен быть от 2,75 до 4,25%. Однако по другим прогнозам (Бюро природных ресурсов и энергетической экономики Австралии), в ближайшие 4 года средний рост нашей экономики составит только 2,5%

Правительство недавно повысило лимит госдолга с 300 млрд. до 500 млрд. долл. В целом, ситуация с госдолгом, у нас не такая плохая. По итогам 2012 г. госдолг составил 29,3% ВВП страны против 72,5% у США. Но на днях министр финансов объявил об изменениях в налоговом законодательстве т.н. “95 невыполненных обещаний”.

Эти инициативы, по мнению экономистов, должны увеличить дефицит бюджета на 3 млрд. В частности, речь идет об отмене некоторых налогов для богатых пенсионных фондов и пенсионеров, получающих более 100 тыс. в год. Оппозиция тут же обвинила либералов в том, что они заботятся о богатых больше чем, о малоимущих.

То есть, самой проблемной задачей для нынешнего правительства станет создание условий для дальнейшего развития экономики. Если темпы экономического развития действительно будут такими, как прогнозируют, то федеральное правительство в последующие 4 года понесет убытки в размере 20 млрд долларов!

Ни для кого не секрет, что австралийская экономика последние годы процветала за счет постоянно растущего спроса Китая на наше сырье. Австралию сравнивают с водным лыжником, скользящим по воде за катером – Китаем . Все понимают что будет с “лыжником” если катер сбросит скорость или остановится.

FILES-AUSTRALIA-BRITAIN-MINING-RESOURCES-COMPANY-RIOTINTO

Как раз на этой неделе в Китае будут решать куда и как будет двигаться “катер”.

С 9 по 12 ноября 2013 состоится пленум ЦК КПК. Новые лидеры коммунистической партии Китая, которые пришли к власти в октябре прошлого года, и президент КНР обещают «беспрецедентные» за последние 35 лет реформы.

Последние цифры роста ВВП Китая показали небольшое увеличение. Многие посчитали, что экономика страны приходит в норму после финансового кризиса середины года, однако некоторые известные специалисты по Китаю, такие как Патрик Чованек (главный стратег и управляющий директор Silvercrest Asset Management в Нью- Йорке) предупреждают – банковская система Китая в кризисе.

В своем последнем интервью Патрик Чованек рассказал, что Китай стоит на пороге больших перемен. По его словам, председатель КНР Си Цзиньпин считает нынешний пленум самым важным для судьбы страны с 1978 года.

Насколько существенны будут эти изменения и как они повлияют на будущее Китая и мира?

plenum

Чованек считает, что пленум будет поворотной точкой в движении страны. Существующая экономическая модель Китая достигла предела своих возможностей. Руководство страны знает, что с этим надо срочно что-то делать. Вопрос в том, пойдут ли они до конца, стиснув зубы, и сделают все, что необходимо или нет. Китайцы должны приступить к серьезным изменениям в модели развития Китая в кратчайшие сроки.

Последние десятилетия Китай стремительно развивался на фоне инвестиционного бума. Сегодня в Китае мы видим повышение уровня долгов, в том числе безвозвратных. Это вызывает большие проблемы в экономической системе. Руководство страны должно снять зависимость Китая от экспорта и инвестиций и построить более сбалансированную экономику, ориентированную на потребление.

Это надо делать срочно. Потому что, в течение последних двух лет, несмотря на активное применение экономических стимулов, эффекта от них все меньше и меньше. В результате рост китайской экономики замедлился.

Некоторые специалисты могут возразить. Сегодняшние экономические показатели говорят, что Китая растет самыми быстрыми темпами в мире, рост ВВП 7,8%.

Прежде всего, есть много вопросов о достоверности китайской статистики. Но, что более важно, их статистика не дает широкой и ясной картины происходящего в китайской экономике и направлениях ее развития. Китайская экономика слишком зависит от быстро растущих кредитов, и это не может не вызывать серьезные проблемы в экономической системе.

Явные “пробуксовки” на межбанковском рынке кредитования в Китае в июне этого года, которые многие поспешили записать в мало значительные трудности, на самом деле являются симптомами очень серьезной проблемы, которую очень хорошо понимают китайские лидеры.

Первое, что они должны сделать, считает Патрик Чованек, это не зацикливаться на росте ВВП, как показателе успеха экономики. Непрерывный рост, создание избыточных мощностей, которые уже избыточны, больше кредитов, больше инвестиций все это на самом деле делает проблему еще серьезнее.

Если бы не недавнее вливание денег, нефте-газовой компанией Petrodar Operating Company в июне этого года, банки Китая давно бы рухнули. Суммы предоставленные китайским банкам были похожи на меры по спасению банков в США после кризиса.

Финансовая система Китая, по словам Чованека имеет высокое кровяное давление. И в июне у них был сердечный приступ. Это было не смертельно, но болезнь, которая вызвала приступ до сих не прошла. Китай имеет закрытую банковскую систему, внутри которой можно скрыть и не показывать потери, растворить их в расходах на социальные нужды. Поэтому крушения подобного американским банкам мы, возможно, не увидим. Но, тем не менее, потери есть, и потери реальные.

председатель КНР Си Цзиньпин

xi_pek

Еще в марте, премьер Ли Кэцян сказал, что реальная экономическая реформа будет очень болезненной. И чем дальше руководство Китая будет откладывать необходимые меры, тем болезненней они будут в последствии. В то же время, многие в Китае хотят продолжать прежнюю политику с надеждой, что все как-нибудь само собой образуется. Если серьезных изменений не произойдет, очень скоро рост экономики Китая может сильно замедлиться.

Наиболее вероятно, что ожидает нас, значительное снижение спроса на полезные ископаемые и прежде всего на железную руду и уголь.

Австралии повезло, что она смогла продать много сырья Китаю в период инвестиционного бума. Но это было ненормально и не могло продолжаться бесконечно. Таким образом независимо от того, будет наш “катер” медленно сбрасывать скорость или резко остановится, нам (“лыжнику”) надо готовиться к худшему и постараться не “утонуть”.

Очень возможно, что правительство Тони Эбботта не сможет выполнить свои обещания и нас вами, особенно в Канберре, ждут трудные времена.