Рассказ блоггера ruaussie о местной исторической достопримечательности – развалинах поместья семьи Коллиеров.

Похоже, что орган, отвечающий в моём организме за интуицию, в холодном климате Столичной территории функционирует плоховато. В который уже раз, планируя «прогулку выходного дня» жестоко ошибаюсь с выбором обмундирования. То посоветую детишкам одеться полегче в расчёте на солнечный денёк, а они, бедняги, потом мёрзнут на ветренной лысине какого-нибудь холма. То набью рюкзаки запасными шубами, которые впоследствии своей невостребованностью вызывают недовольство подопечных.

Как-то, движимая желанием порадовать покорителей возвышенностей, даже запаслась мороженным, коим несчастные отпрыски, стуча зубами и пряча руки в рукава, на вершине горы потом и лакомились. Короче говоря, сегодняшний провал — не неожиданность. А ведь так всё было славно задумано. Заманить в лес детей, утомлённых последним героическим походом на Теннент, было не очень просто. Посулила коротенькую и ровную прогулку по сосновому лесу с  пикником на исторических руинах (Colliers Homestead).

DSC_00091.jpg

В реальности вышло: пронизывающий ветер, проливной дождь, унылый пейзаж, невнятные развалины, промокшие и продрогшие до костей девочки, порванные о колючки изгороди штаны (и не только штаны), торопливый чай в машине у дороги.

DSC_00241.jpg

А всё таки, оно того стоило. Ещё один кусочек Канберщины стал для меня не просто рукотворным лесом, где можно собирать грибы, а землёй, заселённой тенями людей, живших здесь больше ста лет назад.

DSC_00021.jpg

То, что сейчас стоит в руинах посередине Kowen-ского леса, когда-то было шикарным домом с четырьмя комнатами, двумя верандами, гостиной и кухней. Местные историки до сих пор в сомнениях относительно того, зачем в 1880 году George Campbell (один из семи детей Robert-а Campbell-а, одного из первых поселенцев на землях будущей столицы) соорудил это исключительное строение. Мастерство, с которым построен этот коттедж, было редкостью для отдалённых сельских общин того времени.

Предполагается, что возведение столь добротного жилища могло повысить шансы Campbell-а на приобретение этого участка. Впрочем, его заявку всё равно отклонили. А в доме на следующие десять лет поселился William Collier, с именем которого дом и вошёл в историю.

DSC_0006.jpg

На каких основаниях многочисленная семья Collier-а жила в доме, который им не принадлежал, и  на земле, которой они не владели, историки тоже не знают. Как неизвестно точно, когда William, сын шляпника из Queanbeyan-а, обременённый одинадцатью детьми (в конечном итоге детей было 13, и 11 из них были девочки), поселился здесь и когда уехал отсюда.

Дом, стоящий на высоком берегу Molonglo River, хоть ныне и в плачевном состоянии, но сохранился, а от остальных построек, приличествующих крепкому хозяйству, не осталось и следа. Впрочем, небольшой сад, говорят, до сих пор жив, и некоторые деревья даже плодоносят.

DSC_0013.jpg

После Collier-а здесь поселился John Edmonds с женой и единственным сыном, который был уже отнюдь не мальчик к тому времени (1889), как Edmonds-ы поселились в Colliers Homestead. Может как раз для устройства личной жизни 24-летнего John James-а родители и организовали шикарную вечеринку в 1895 году  — The Bachelors’ ball.
DSC_0016.jpg

Глядя на развалины, возможно, нелегко представить себе размах веселья. Доверимся прессе? Квинбейнская газета так рассказывала об этом примечательном событии:

A very enjoyable ball took place at Mr. J. Edmonds residence, Glenburn, on Friday night, January 25th, which proved a great success. Dancing was commenced at 9 o’clock, and about 15 couples took the floor. The music was supplied by Mr. E.J. Winters on the violin, and was all that could be desired. Mr. A. Coppin acted in the capacity of M.C. to the entire satisfaction of those present.

There were lady and gentlemen visitors from Queanbeyan and Bungendore present. All the ladies were nicely attired, one or two handsome dresses being worn. The catering was performed by Mrs. Edmonds, and a splendid supper was the result. Dancing was kept up very briskly till daylight, when all returned to their homes, apparently well satisfied with their nights’ enjoyment.

Женился ли в конце концов John James, не знаю. Через несколько лет после бала, в конце 1890-х, Edmonds-ы покинули усадьбу. Возможно, ещё две семьи успели пожить на берегу Molonglo, но уже к 1913 году дом был заброшен и здорово обветшал.

Относительная ухоженность сегодняшнего дня объясняется титаническими усилиями волонтёров (Friends of Glenburn), заботящихся о нескольких исторически значимых строениях Kowen-ского леса, которые мне непременно надо увидеть. Осталось, для пущей исторической достоверности, выбрать день подождливее/похолоднее, чтоб в полной мере ощутить на собственной шкуре, каково жилось в этих суровых краях первым поселенцам.
DSC_0018.jpg

Источник.

(c) Ruaussie

Прим. Ред. 18 июня 2014, Правительство АСТ при содействии волонтеров из общества “Друзья Гленбёрна” завершило работы по реставрации и укреплению стен развалин Colliers Homestead от дальнейшего разрушения.  Члены общества и старший рейнджер Дин Дарси провели несколько рабочих смен на сайте, где в течение последних шести месяцев ремонтировали, чистили и укрепляли стены руин цементным раствором, поправляли кладку.  

Дополнительные фотографии дома Коллиеров в летнее время, до начала реставрационных работ, январь 2014. На фото – один из организаторов этих работ, историк-любитель основатель общества “Друзья Гленбёрна” г-н Макалистер на развалинах поместья Коллиеров

Historic-sites-of-Kowen-098.jpg

Historic-sites-of-Kowen-082.jpg

Historic-sites-of-Kowen-037.jpg

Historic-sites-of-Kowen-038.jpg