Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп вызывала на прошлой неделе в Канберру всех австралийских послов, верховных комиссаров и генеральных консулов.

Всего в Канберру прибудут 113 австралийских дипломатов. Все они примут участие в совещании с премьер-министром Малколмом Тернбуллом, главой МИД, министром торговли и представителями Лейбористской партии, которое состоится в ближайшее время.

Главная цель совещания – определить новые ключевые положения внешней политики Австралии, которые будут изложены в “Белой книге” по внешней политике. “Книга” должна быть подготовлена и представлена в конце 2017 года.

В нынешний период глобальной неопределенности Австралии чрезвычайно важно воспользоваться интеллектом и опытом наших самых высокопоставленных дипломатов, – пояснила Бишоп. Предстоящая встреча сыграет важную роль в укреплении позиций и влияния Австралии в мире”.

Последняя австралийская “Белая книга” по внешней политике была выпущена 14 лет назад правительством Джона Говарда и считается во многих отношениях устаревшей.

Бывший премьер-министр страны Пол Китинг приветствовал решение нынешнего правительства провести масштабный пересмотр внешнеполитической доктрины, но при этом сказал, что считает два последних десятилетия потраченными впустую, поскольку Австралия строила свою внешнеполитическую концепцию на казавшемся незыблемым предположении о том, что США будут бесконечно долго оставаться доминирующей державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

“Тем временем Китай быстро превращается в крупнейшую мировую экономику и уже является единственной сверхдержавой в регионе”, – отметил экс-премьер. Китинг посоветовал нынешнему руководству Австралии не совершать ошибку, рассматривая Китай в том же свете, как в свое время Советский Союз. По мнению Китинга, на самом деле Китай правильно считать самодостаточной азиатской державой, преследующей собственные цели в обеспечении безопасности и создающей при этом свое благополучие.

“Китай – это независимое государство, которое рассматривает Австралию прежде всего как поставщика сырьевых материалов, которые важны для его развития”, – отметил Китинг.

В минувшие выходные закончился визит президента Индонезии Джоко Видодо в Австралию и его переговоры с премьер-министром Малколмом Тернбуллом. Стороны согласились возобновить в полном объеме сотрудничество по линии министерств обороны, приостановленное Индонезией в начале января 2017.

В преддверии визита Джоко Видодо говорил о намерении предложить австралийцам начать совместное патрулирование спорных регионов Южно-Китайского моря (ЮКМ), но, судя по всему, договориться об этом не удалось. Как сообщил анонимный официальный источник, правительства двух стран “рассматривают возможность не совместного, а скоординированного морского патрулирования”. В свою очередь источник в индонезийской делегации уточнил, что такое “патрулирование предполагается вести не в ЮКМ, а в море Сулу, т.е. неподалеку от Филиппин.

Помимо этого, лидеры двух стран договорились понизить индонезийские тарифы на австралийский сахар и австралийские тарифы на индонезийские гербициды и пестициды. Тернбулл также объявил о взаимной заинтересованности сторон завершить до конца нынешнего года переговоры о заключении соглашения о свободной торговле.

В настоящее время объем австралийско-индонезийской торговли составляет около 15 миллиардов долларов в год (около 11,5 млрд долларов США). Индонезия, несмотря на географическую близость, занимает лишь 11-е место в списке главных торговых партнеров Австралии.

Между тем уровнь общественной поддержки правящей коалиции продолжает падать. Газета The Australian опубликовала на прошедшей неделе результаты нового опроса исследовательской службы Newspoll. Согласно опросу, уровень поддержки опустился до самой низкой отметки со времени прихода нынешнего премьер-министра Малколма Тернбулла к власти полтора года назад.

Лишь 34% участников опроса заявили, что готовы отдать свои голоса за правящую коалицию на следующих выборах. Это на 5% меньше, чем в сентябре 2015 года, когда Тернбулл сместил с постов лидера Либеральной партии и премьер-министра страны Тони Абботта.

37% участников нового опроса Newspoll поддержали Лейбористскую партию, 10% – Партию “зеленых” – рейтинги этих двух оппозиционных партий за последние полгода практически не изменились.

В то же время 10% опрошенных высказались в поддержку партии “Одна нация” возглавляемую Полин Хансон. На последних парламентских выборах в июле 2016 года эта партия получила лишь 1,3% так называемых “первичных голосов”, в конце года ее поддерживали уже 4 -5% участников аналогичных опросов Newspoll. По мнению многих аналитиков, успех “Одной нации” во многом объясняется ростом ее популярности у консервативно настроенных избирателей, традиционно голосующих за коалицию.

Полин Хансон в прошлом владелица мелкого магазина Fish and chips (рыба и чипсы) из Квинсленда была впервые избрана в парламент в 1996 году, где она сразу дала понять, что намерена бороться с влиянием иммигрантов из азиатских стран на традиционный уклад жизни в Австралии. Кроме этого она последовательно выступала против распространения ислама в Австралии.

После этих выступлений ее обвинили в расизме и исламофобии.

В 2003 году Хансон приговорили к тюремному сроку за нарушения законов, регулирующих финансирование предвыборной агитации, но это не помешало Хансон снова вернуться в политику.

В 2016 Хансон былы избрана в Сенат.

Недавно Хансон выступила за ограничение иммиграции мусульман в Австралию. «Нельзя отрицать тот факт, что в этих мечетях проповедуют ненависть к нам. В таком ли обществе мы хотим жить? Вы хотите видеть терроризм на наших улицах?» – заявляла Хансон.

Несмотря на падение уровня поддержки правящей коалиции, экономика Австралии укрепляется. Согласно опубликованным в прошлую среду официальным данным Национального бюро статистики, рост ВВП в заключительном квартале 2016 года (по сравнению с III кварталом) составил 1,1%, а за весь прошлый год (с декабря 2015 по декабрь 2016 года) – 2,4%.

В III квартале 2016 года произошло некоторое снижение ВВП на 0,5%, и все опасались рецессии, но этого удалось избежать. Большой неожиданностью стал тот факт, что в IV квартале 2016 впервые за последние три года был зарегистрирован рост инвестиций в производственный сектор.

Новость о существенном росте ВВП привела к повышению обменного курса австралийского доллара почти до 0,77 доллара США, а также к слухам о возможном повышении Резервным банком Австралии учетной ставки межбанковского кредита.

По материалам газет The Sydney Morning Herald, The Australian