Предлагаем вашему вниманию статью нашего автора Chapelnik о научной работе в Австралии.

Автор проработал некоторое время в Австралийском Национальном Университете (АНУ).  Его мнение, высказанное в статье, основано на личном опыте и являются субъективным взглядом на эту тему.

Можно ли  в Австралии серьезно заниматься наукой? Короткий ответ – НЕТ!

Хотя, если порассуждать в стиле Армянского Радио, то заниматься, конечно можно, но только не везде, и уж, конечно, не сразу.

Почему нет? Попытаюсь объяснить.

Во-первых, “заниматься наукой” имелось в виду заниматься научными исследованиями, которые интересны исключительно самому исследователю, движимому желанием сделать научное открытие.

Если научный интерес более-менее совпадает с основным потоком движения “околонаучных” масс, то, конечно, можно попробовать найти свое место в этих самых массах. Однако, процесс поиска этого самого места может быть очень непростым и трудоемким.

И во-вторых, уверен, что при затрате тех же сил, и в Америке, можно добиться гораздо больших результатов и более эффективного роста, но опять же очень многое зависит от случая.

Например, реальная ситуация. Одна и таже лаборатория в Калифорнии, два человека приезжают на “постдока” из России (однокурсники с одной кафедры). В результате, после “постдока” один уезжает в соседний город на профессора, а другой Канаду на еще одного “постдока”.

“Постдок” – это Postdoctoral fellow, стажер после аспирантуры. Это не студент и не аспирант, это человек на зарплате. Неудобство этой позиции это обычно временная неопределенность, позиция существует пока есть деньги на проект. Но сейчас, разговор не про Америку, а про особенности научной карьеры в Австралии и если более точно то, в основном, про Австралийский Национальный Университет ( АНУ) .

Школа медицинских исследований Джона Кертина АНУ

Здесь, на нашем острове, научная прослойка, как и в других странах, довольно узкая, а при поправке на количество населения, получается весьма и весьма малочисленная выборка особей. В результате специалисты по схожим тематикам знают друг друга не просто в лицо, а в плоть до семейного статуса и девичьей фамилии партнера. А, как еще заметил дедушка Дарвин, внутривидовая борьба за существование всегда протекает гораздо жестче, чем межвидовая.

Учитывая общую стагнацию финансирования науки в последнее десятилетие, и огромное количество молодых выпускников университетов, к сожалению, приходится констатировать существенную девальвацию научных степеней и “потускнение” ореола и престижа работы ученого в Австралии.

Научная работа в настоящий момент представляет в основном писательскую деятельность по оформлению грантов, отчетов по грантам, статей, докладов, переписки с журналами, участниками проектов.

Занятость “писаниной” доходит до того, что на фактическое проведение экспериментов и поиску данных, по большому, счету времени не остается. Но это не только местная специфика, это так сейчас везде.

Университетская Библиотека

Еще около 10-15 лет назад, особо опытные люди рассказывали, что в Австралии якобы было по другому. Грантовая система в университетах была дополнительным методом финансирования, а не основным. Ну, это все к тому, что раньше трава была зеленее, деревья выше, и что сейчас денег в науке мало.

В общем, быстро карьеры здесь не сделаешь, очень много формальной работы, имеющей к науке очень отдаленное отношение.

Если все это не пугает начинающего ученого, тогда расскажу о том, какой карьерный путь выбрать.

Есть следующие варианты:

  1. Академический быстрый
  2. Академический долгосрочный
  3. Корпоративный

1.Академический быстрый (“постдочный” , что такое постдок см. выше).

До недавнего времени это был одни из основных методов по импорту мозгов в Австралию. Однако, в силу обострения внутривидового академического отбора, в настоящее время этот путь сильно затруднен. Суть этого пути заключается в том, что получив основное образование в России или за рубежом и быстро защитив кандидатскую, человек приезжает на постдока в Австралию. Кандидатская степень, в принципе, является эквивалентом местной PhD (Doctor of Philosophy).

Основное достоинство варианта заключается в том, что постдок в Австралии имеет относительно неплохую зарплату, и относительно большой выбор позиций. Кандидатскую в России при благоприятной атмосфере в лаборатории можно сделать за 2 – 3 года. Поэтому реально получить первого постдока в 22-23 года, время когда многие Австралийцы только начинают думать об университете.

Недостатки варианта

Дальнейший карьерный рост затруднен, потому как для полных академических позиций важен университет, где была сделана степень. Зачастую это имеет даже большее значение, чем университет где была постдоковская стажировка.

Второй существенный недостаток  – постдок это временная позиция, обычно на год-два. За это время надо “кровь из носу” опубликовать как можно больше статей, минимум 2, а лучше 6-8. То есть, с учетом отпусков праздников и болезней надо выдавать одну статью в квартал (ну, по крайней мере в биологических науках). Имея больше 6 статей к концу постдока, можно рассчитывать на дальнейшее продвижение, и получение собственных грантов. Реально, однако, одолеть за это время одну-две качественные статьи. И, возможно, иметь еще пару в процессе написания или рецензирования.

Так что, к окончанию первого постдока запас публикаций будет скорее всего не впечатляющий, если только не повезет открыть что-нибудь прорывное и опубликовать результат в Nature. Или попасть в лабораторию, где завлаб наладил конвейерный (полуавтоматический) процесс написания статей. Скорее всего, если отношения с завлабом не испортятся и у него будут деньги на продление постдока, можно будет доделать работу по еще паре статей и податься на пару грантов в связке с завлабом.

Обратите внимание, что даже в этом случае, речи о том, чтобы податься как независимый исследователь, не может быть. Для этого надо быть аффилированным ( связанным) с университетом , то есть быть лектором, профессором или завлабом.

Исследовательская школа химии АНУ

А в свою очередь, для получения позиции лектора или профессора в университете официально, необходимо продемонстрировать длинный и толстый лист публикаций, или факты получения своих грантов, или по крайней мере участие в чужих грантах, которые, соответственно, успешно были завершены. Желательно еще иметь степень из “котируемого” университета, рекомендации от профессоров, с (или под) которыми работал кандидат.

Таким образом, с каждым дополнительным годом проведенным постдоком в одной лаборатории шансы получить лекторскую/профессорскую позицию снижаются. Лист публикаций можно увеличивать количественно за счет снижения качества, но есть критерии оценки качества публикаций такие как импакт-фактор (индекс цитирования). С каждым годом возрастной бонус снижается и вокруг появляется все больше кандидатов с австралийскими дипломами.

Финансирование имеет тенденцию сокращаться и гранты могут закончиться, а новых могут и не дать. В результате, Академический “быстрый” вариант может запросто оказаться карьерным тупиком и ловушкой вечного постдока, когда приходится работать на гранты выданные под чужие проекты.

Максимальная зарплата постдока ограничивается Academic level B ( отсчет начинается с level A) . Если постдок имеет level A переход с категории А на категорию В обычно сопряжен с большими политическими издержками.

Для информации таблица ставок академического персонала в АНУ – http://hr.anu.edu.au/employment-at-anu/salaries-and-conditions/academic-salary-schedule

В каждом университете порядок цифр будет свой. Еще в пакет зарплаты могут быть добавлены разные льготы и отчисления в пенсионный фон. В АНУ например, отчисления на пенсию помимо зарплаты составляют 14-17%.

Продолжение следует, вторая часть завтра